Звуковая студия в PC

         

Melodic pool — работа в секции мелодических пресетов


Подменю Melodic Pool относится к сфере работы с мелодическими пресетами и состоит из двух команд: New Melodic Preset (новый мелодический пресет) и Paste Preset (вставить пресет из буфера обмена). Последняя команда выполняется аналогично команде Paste Instrument, но только не на уровне инструментов, а на уровне пресетов.

Рассмотрим процесс создания нового мелодического пресета.

Команда New Melodic Preset вызывает окно диалога, изображенное на рис. 3.22.

Рис. 3.22. Создание нового мелодического пресета

Как видно из рисунка окно включает в себя три поля, из которых назначение двух понятно : Preset Name — имя пресета, Preset Number — номер пресета (по этому номеру выбирается пресет из музыкального редактора). Непонятно назначение поля Bank Number (номер банка). О каком же банке идет речь? В английском языке, как и в русском, одно и то же слово, может обозначать совершенно разные объекты. До этого момента под словом “банк” мы понимали SoundFont. Ведь звуковой банк — самое близкое по смыслу к английскому SoundFont русское словосочетание. Если бы наша страна была лидером в области технологий компьютерной музыки, то все было бы значительно проше. Существовала бы русская терминология, в рамках которой имелись бы вполне определенные русские эквиваленты понятий SoundFont и bank (в том смысле, в котором это слово используется при обозначении поля Bank Number в окне New Melodic Preset). Но все обстоит гораздо сложнее. Наша страна отстает от других в области компьютерной музыки. Поэтому при работе с англоязычными музыкальными программами приходится учиться думать по-английски. вы уже, наверное, догадались, что Bank Number — это не номер SoundFont. А что же тогда? Здесь предстоит сделать еще одно отступление, но на этот раз не лирическое, а сугубо техническое.

Звуковые карты семейства AWE содержат в ПЗУ набор сэмплов, необходимый для пресетов спецификации GM. В соответствии с этой спецификацией обязывает музыкальный инструмент должен иметь 128 мелодических пресетов в MIDI-каналах с 1 по 9 и с 11 по 16, и 46 ударных инструментов (1 ударный пресет) в канале 10.


Если на звуковой карте имеется ОЗУ, то она становится совместимой с разработанным фирмой Roland стандартом GS, который является как бы надстройкой над GM. Для обеспечения совместимости, естественно, необходимо перевести синтезатор в режим GS (с помощью AWE Control Panel) и загрузить соответствующий SoundFont, совместимый с GS. В названии такого файла обычно фигурируют две буквы “gs”, например, 2gmgsmt.sf2 — это SoundFont размером 2 Мбайт с пресетами стандартов GM, GS и MT-32. Инструмент соответствующий GS наряду с GM-пресетами должен иметь дополнительные мелодические и ударные пресеты (звуки музыкальных инструментов, спецэффекты и т. п.). Кроме того, в стандарте GS имеются новые по сравнению с GM типы MIDI-сообщений. При помощи MIDI-команды Program change можно адресовать всего 128 пресетов.

А как же получить доступ к остальным звукам GS? Для этого и была введена новая команда — Bank change. Теперь пресеты хранятся в банках (от 0 до 127), в каждом банке может быть по 128 пресетов. таким образом в вашем распоряжении появляется 128x128=16384 пресетов! Чтобы получить доступ к пресету, нужно задать номер банка и номер пресета в банке. Банк 0 содержит пресеты в соответствии со спецификацией GM. Он называется Capitol tones и выбирается по умолчанию. В других банках под теми же номерами, что и в Capitol tones могут храниться различные вариации звучания пресетов (Variation Tones). Например, в нулевом банке под номером 123 (при нумерации от 1 до 128) числится пресет “Морское побережье”, вариация этого пресета — “Шум дождя” хранится в банке 1, в банке 2 пресет 123 — “Гроза” и т. д. Для того чтобы, находясь в музыкальном редакторе, выбрать, например, последний из этих пресетов, нужно послать два MIDI-сообщения: Bank Change с содержимым “2” и Program Change с содержимым 123. Во многих современных редакторах эта операция упрощена ровно в два раза. Например, в звуковом редакторе Cakewalk существует единая команда Patch/Bank Change : номер банка и номер пресета в банке задается одним действием.



Пожалуй, сейчас пришло время рассказать о том, как переключать наборы ударных инструментов (Drum kits). Это совсем просто: ударные переключаются обычной MIDI-командой Program Сhange, передаваемой по 10 каналу. Например, если на десятом канале вы выберете пресет 1 (этот набор выбирается программой по умолчанию), то электронный барабанщик будет играть на стандартном наборе ударных из GM, если пресет 26 — набор звуков ритм-машины Roland TR-808, то получите пресет 57 — спецэффекты. О том, какие еще звуки способна формировать звуковая карта после загрузки в нее SoundFont, совместимого с GS, вы узнаете, прочитав руководство пользователя звуковой карты, если, конечно, владеете английским. Для того чтобы можно было применять пользовательские банки, синтезатор должен находится в режиме GS. Выбор пользовательских пресетов осуществляется точно так же, как и выбор пресетов GS. О том, как получить доступ к пользовательским пресетам и загрузить их, вы узнаете из разд. 3.4, посвященного работе с окном диалога AWE Control Panel (контрольная панель AWE).

Теперь вы понимаете, о каких банках идет речь в окне New Melodic Preset. Завершив работу с этим окном, нажмите кнопку OK. При этом появится новое окно, показанное на рис. 3.23.



Рис. 3.23. Добавление инструментов в новый пресет

В списке Instrument Name выберите один или несколько (удерживая клавишу <Shift>) инструментов входящих в новый пресет, и нажмите кнопку Add. Этим завершится создание нового пресета.


Содержание раздела