Звуковая студия в PC

         

Смена типа реверберации и хоруса при помощи midi-сообщений


Управление эффект-процессором звуковых карт семейства AWE соответствует стандарту GS. Благодаря этому существует возможность изменения типа (вариации) эффектов реверберации и хоруса при воспроизведении MIDI-файла. Если говорить более конкретно, то это делается при помощи макросов привилегированных системных сообщений (System Exclusive Message). С тем, как использовать эти макросы в дальнейшем, мы познакомим вас на примере переключаения вариаций эффектов в редакторе Cakewalk.

Работа с системными сообщениями чем-то напоминает программирование в машинном коде (заметьте, даже не на Ассемблере). Но даже если вы не программист, пугаться не следует, в этом нет ничего страшного. Для того чтобы пользоваться данной технологией, вам не нужно обдумывать содержимое системных сообщений и представлять процесс выполнения этих, по сути дела, низкоуровневых машинных команд интерпретатором MIDI-сообщений. Просто воспользуйтесь рекомендациями в виде таблиц, которые приводятся ниже.

Содержимое макроса системных сообщений для переключения вариаций эффектов приведено в табл. 3.5. При работе с музыкальными редакторами обращайте внимание на то, в какой системе исчисления, шестнадцатеричной или десятичной, программа воспринимает числа.

Таблица 3.5. Макрос системных сообщений для смены типа реверберации

N байта в макросе

Шестнадцатеричное значение

Десятичное значение

1

F0

240

2

41

65

3

10

16

4

42

66

5

12

18

6

40

64

7

1

1

8

30

48

9

N вариации (см. таб. 3.6)

10

0

0

11

F7

247

Девятым байтом в макросе идет номер вариации реверберации. О том, какие эффекты доступны, вы можете узнать из табл. 3.6.

Таблица 3.6. Типы эффектов реверберации

N вариации

Название

Пояснения

0

Room 1

Эта группа вариаций создаёт ощущение присутствия в комнатах разных размеров от маленькой до большой

1

Room 2

-""-

2

Room 3

-""-

3

Hall 1

Создаёт ощущение присутствия в маленьком и большом концертных залах

4

Hall 2

-""-

5

Plate

Когда-то реверберацию создавали с помощью металлической пластинки. Этот эффект имеет металлический оттенок

6

Delay

Задержка

7

Panning Delay

Панорамируемая влево и вправо задержка
<


/p>

Смена типа хоруса (табл. 3.7) осуществляется почти так же, как и смена реверберации. Отличие заключается в восьмом байте. В макросе смены реверберации восьмой байт равен 30h (или 48), а в макросе смены хоруса — 38h (или 56).

Таблица 3.7. Макрос системных сообщений для смены типа хоруса



N байта в макросе


Шестнадцатеричное значение


Десятичное значение


1


F0


240


2


41


65


3


10


16


4


42


66


5


12


18


6


40


64


7


1


1


8


38


56


9


N вариации (см. таб. 3.8)


10


0


0


11


F7


247
Таблица 3.8. Типы эффектов хоруса



N вариации


Название


Пояснения


0


Chorus 1
Эффекты хоруса становятся более яркими от chorus 1 до chorus 4


1


Chorus 2
-""-


2


Chorus 3
-""-


3


Chorus 4
-""-


4


Feedback Chorus
Похоже на эффект свиста от рассекания воздуха


5


Flanger
Флэнжер


6


Short Delay
Короткое повторяющееся эхо


7


Short Delay

(Feedback)
Короткое эхо повторяющееся много раз
Теперь рассмотрим, как реализовать на практике переключение вариаций эффектов с помощью редактора Cakewalk. Выполните команду View > Sysx. Появится окно диалога для редактирования макросов системных сообщений, изображенное на рис. 3.53.



Рис. 3.53. Окно Sysx для редактирования макросов системных сообщений.

Это окно содержит пока незаполненный список макросов и кнопки для выполнения операций с ними. Начнем со списка. Под заголовком Bank расположены номера банков системных сообщений (макросов), Name — названия макросов, Length — длина (количество байт в макросе), Auto — включен ли или нет режим автоматического выполнения макросов сразу после загрузки сонга, Port — MIDI-устройство, для которого предназначен макрос.

Сделаем так, чтобы нулевой макрос содержал байты для установки нулевой вариации реверберации (Room 1). Щелкните по первой строке списка (Bank 0) два раза мышью или нажмите кнопку Edit Bytes. В появившемся окне Edit System Exclusive Bytes введите макрос для смены эффекта реверберации. Результат Вашей работы показан на рис. 3.54.



Рис. 3.54. Окно для редактирования банков системных сообщений



После этого нажмите кнопку OK или клавишу <Enter>. Теперь макросу можно присвоить имя. В окне Sysex нажмите кнопку Name. В появившемся окне диалога (рис. 3.55) введите название макроса, например Reverb “Room 1”.



Рис. 3.55. Окно Bank Name для ввода названия макроса

Аналогичную операцию можно проделать для всех вариаций эффектов реверберации и хоруса. После этого список макросов будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 3.56.



Рис. 3.56. Окно диалога Sysx содержит банки для выбора всех возможных вариаций эффектов

Теперь воспользуемся результатами проделанной работы. Предположим, что в каком-то месте сонга вы хотите выбрать реверберацию типа “Hall 2” и хорус “Chorus 4”. Нет ничего проще. В списке MIDI-сообщений добавьте два сообщения типа Sysx с номерами макросов для выбора соответствующих вариаций эффектов. На рис. 3.57 показана такая последовательность сообщений: Sysx с содержимым 4 выполняет макрос Reverb “Hall 2” из списка банков системных сообщений; затем следует сообщение, устанавливающее максимальную глубину реверберации; Sysx с содержимым 11 выполняет макрос Chorus “Chorus 4” ; и в завершение — сообщение, устанавливающее максимальную глубину хоруса. Теперь вы можете услышать результаты своих трудов. Для этого, естественно, должна быть записана какая-либо последовательность нот. А можно просто выполнить четыре приведенные выше сообщения (нажав кнопку Play) и сыграть “живую” музыку на MIDI-клавиатуре. В любом случае вы ощутите установленные эффекты.



Рис. 3.57. Пример переключения вариаций реверберации и хоруса

В заключение отметим, что вариации эффектов устанавливаются одновременно для всех MIDI-каналов. Не может быть, например, так, что на первом канале была установлена реверберация “Panning Delay”, а на втором — “Plate”. По этой причине совершенно безразлично, на каком треке будут размещены сообщения для смены вариаций эффектов. Это неудобство вызвано тем, что возможности звуковых карт семейства AWE не безграничны. А существенно расширить диапазон этих возможностей можно только с помощью звуковой карты стандарта XG.

Подошла к завершению глава, в которой мы попытались вооружить вас знаниями, необходимыми для создания на домашнем синтезаторе неповторимых звуков. Как вы уже поняли, процесс создания собственных сэмплов непрост. Не случайно из сотен самодельных банков голосов инструментов, встречающихся в Internet и на CD, лишь единицы сэмплов представляют художественную ценность. Причем, чувствуется, что у многих безымянных авторов есть и фантазия, и понимание цели, но не хватает необходимых сведений о технологии. В Вашем же творческом багаже все необходимое теперь имеется.

Далее

Содержание

bottom();


Содержание раздела